thedeemon: (Default)
[personal profile] thedeemon
Некоторые вот жалуются, что в R&D (research & development) так все сложно организовать, что нельзя угадать сроки и оттого у ресерчеров идет дым из головы 24 часа в сутки, лишая их семейной и всяческой другой жизни и грозя дуркой и лоботомией в ближайшем будущем, а менеджеры снимают стресс литрами, портя себе печень и настроение. Мне же посчастливилось поучаствовать в нескольких R&D проектах, где все было иначе.

1. Была у нас на факультете такая лаборатория машинной графики, а в ней - так называемая видеогруппа (собственно, и сейчас есть, но мне проще писать в прошедшем времени, т.к. наблюдал я это несколько лет назад, а как там сейчас - не знаю). Группа состояла в основном из студентов и аспирантов, которые двигали вперед науку, получая свои курсовые, дипломы и кандидатские. Одновременно с этим видеогруппа являла собой коммерческую компанию с иностранным именем и сайтом на нерусском языке. И значительная часть проектов делалась не просто так, а в рамках контрактов с такими конторами, как Intel, Samsung, Real Networks и др. Часть контрактов шла через университет, что было выгодно и престижно университету, но не слишком выгодно исполнителям, а часть - через это свое юр.лицо. Часть разработок (что были сделаны не в рамках контрактов) выкладывалась в свободный доступ в качестве бесплатных для некоммерческого использования программ (обычно плагинов для VirtualDub'a, Photoshop'a и т.п.), а часть оставалась коммерческим секретом и продавалась большим заказчикам. Руководил группой Дима Ватолин, основатель compression.ru, человек, прекрасно разбирающийся в предметной области и всегда способный быстро понять ситуацию и назвать десяток путей дальнейшего развития. Я очень многому у него научился, считаю его своим учителем и жалею, что поздно с ним познакомился (я учился на другой кафедре и настоящим членом видеогруппы никогда не был, работая с ними уже после окончания университета).

Как там все происходило. Обычно сначала в рамках чистой науки рождался какой-то зачаток технологии, первая версия. Иногда она доводилась до уровня работающего плагина, иногда просто оставалась неким тормозным иногда работающим кодом на матлабе, с помощью которого удалось сделать несколько красивых картинок, которые выставлялись на сайте лаборатории с описанием технологии. Когда компания-заказчик заинтересовывалась технологией, с ней заключался контракт на доработку технологии (тут как раз R&D) с последующей передачей исходников и прав (иногда эксклюзивных, но если получалось сторговаться, то неэксклюзивных). И тут ключевыми были два фактора:
1. Никогда не обещать слишком многого. Быть реалистами. Если у заказчика есть хорошие деньги, это не значит, что нужно сразу обещать сделать вечный двигатель или убийцу H.264, даже если мы представляем как это сделать.
2. Делать сроки большими, с запасом. Никогда это не было "поставить рекорд за две недели". Обычный контракт включал 6-12 месяцев на разработку, даже если технология была "почти готова".
Понятно, что многие исполнители были студентами, которые не работают full time, да еще и сессии у них случаются, поэтому сроки такие длинные.

Дальше начиналась работа. Кто-то работает в лаборатории, кто-то дома. Каждый день каждый участник проекта должен был прислать письмо с несколькими короткими списками. В первом списке - что было сделано сегодня и сколько потрачено времени в часах. Второй список - что планируется сделать завтра. Третий - более глобальные планы. И четвертый - текущие проблемы. Везде коротко, одной строкой. Отчеты были видны всем участникам проекта. Составить такой отчет - дело минутное, но как же он организует! Получается, что у каждого студента-раздолбая есть актуальный todo-list, и есть необходимость вписать что-то в раздел "сделанное". Вместе это создавало движущую силу, не давало уйти надолго в бесплотные размышления или запой. Кроме того, руководитель проекта своевременно видел возникающие проблемы и мог тут же помочь в их решении, вместо того, чтобы узнать о них за неделю до дедлайна.
Раз в неделю участники проекта собирались вместе для большей синхронизации и определения текущих проблем и задач. Это особенно было актуально для меня, т.к. я тогда постоянно работал в другом месте, и на факультете кроме как для этих встреч не бывал.
Кроме того, для всей группы еженедельно устраивался семинар, где люди делились полезным опытом по инструментам. Кто расскажет про матлаб, кто про маткад, кто про CVS, кто про IPP. Это тоже было весьма полезно.

И вот, благодаря такой постепенной, но непрерывной работе, и благодаря достаточно длинным срокам, ресерч проходил успешно без всяких красных глаз и закипания мозгов.


2. Сейчас у меня собственная компания, занимающаяся разработкой и продажей софта и технологий. Большую часть времени ресерч делается для себя, для улучшения собственных продуктов (и тут никаких дедлайнов и запарок нет, когда будет готово, тогда и хорошо), но время от времени к нам обращаются другие компании, которые хотят ту или иную технологию, так или эдак доработанную. Т.е. это разработка не с нуля, но не всегда с известным результатом - может, получится добиться заданной цели, а может и нет. И в таких ситуациях меня спасают те же два принципа: не обещать слишком многого и брать сроки с запасом. В итоге и заказчик получает все, что обещано, и у меня остается достаточно времени на семью, путешествия, развлечения и занятия для души, вроде того конпелятора и статей про карри с бананами и эндофункторами.

Date: 2010-04-06 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vp.livejournal.com
Прекрасный пост.
Именно к такому безистеричному ведению дел и надо стремиться.
Вот только, к сожалению, это ОЧЕНЬ зависит от руководителя. Например, руководитель может не представлять "как можно не метаться". И сразу все пойдет кувырком и с дымом из ушей.

Date: 2010-04-06 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] deni-ok.livejournal.com
Это у тебя всё так, потому что ты буддист :)

Date: 2010-04-07 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Точно! :)

Date: 2010-04-06 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nikita-syskov.livejournal.com
красивый agile

Date: 2010-04-06 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
damn simple beauty.

А можно поподробнее про прямую и обратную связь?.. А если студент-раздолбай три дня не писал?.. А что ему пишут обратно?.. Что решается семинарами?.. Что решается рассылками?.. ;)

Date: 2010-04-07 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Если человек пропадает на несколько дней, ему пишут, спрашивают что случилось. Не отвечает - звонят. Если это студент, то периодически он бывает в университете, там его можно встретить и пообщаться. Главное - объяснить смысл всех элементов процесса, чтобы он понял, зачем вообще пишутся эти отчеты и пр. Если не исправляется, то выбывает из проекта, т.к. пользы для проекта от мнимого участника все равно нет.

Date: 2010-04-06 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jdevelop.livejournal.com
про отчеты одной строкой нагло с3.141519зжу себе, попробую внедрить

Date: 2010-04-07 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] vp.livejournal.com
А я такое несколько месяцев назаз внедрил. Называется "индивидуальная наработка" :) Все визжали и выкручивались, не хотели по началу писать :)

Date: 2010-04-06 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
такое впечатление, что демарко никто не читал .. :о((

Date: 2010-04-06 09:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
бесплотные вместо бесплодных написано умышленно?

Date: 2010-04-07 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Написал, не задумываясь. Сейчас подумал, пожалуй, слово вполне подходящее - полезные для проекта размышления должны иметь какую-то плоть (код или записи) и во что-то воплощаться.

Date: 2010-04-07 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] dmzlj.livejournal.com
Интересно вот, что делать когда просьба присылать отчеты игнорируется.

Date: 2010-04-07 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Ему еще раз объясняют смысл этого действа. Если не исправится, то человек, неспособный играть по правилам, выбывает из игры - покидает проект.

Date: 2010-04-07 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] dmzlj.livejournal.com
Хорошо, когда люди есть. Что бы иметь роскошь выгонять.

Date: 2010-04-07 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] vp.livejournal.com
Не, не надо выгонять. Банально кнут и пряник. Пряник = отсутствие кнута.

Date: 2010-04-07 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] aka-rider.livejournal.com
Главная проблема - люди должны быть адекватны настолько, чтобы оценить текущие задачи, текущие проблемы, а еще планировать свою работу хотя бы на неделю вперед.
Иначе все отчеты сведутся к бюрократии "здесь так принято".

Date: 2010-04-07 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] vp.livejournal.com
Элементарно. День не засчитывается. "Коэффициент трудового участия" за этот день = 0 :)

Date: 2010-04-07 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com
Я для написал целый уеб-сайт «Большой брат». Он посылает жалобные письма, если ты забыл написать отчет.
Если человек не пишет отчёты даже после писем Большого Брата, то начальник достает нагибатор и начинает обряд экзорцизма.

Date: 2010-04-07 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] b00ter.livejournal.com
Фигассе шарик круглый. Первая история - это compression.ru? Я с Дмитрием Ватолиным имел беседу по поводу видеосжатия, когда изучал этот вопрос.

Date: 2010-04-07 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
Ну да, я тож у него писал PPM и фрактальный компрессор на спецкурсе по сжатию данных ;)

Date: 2010-04-07 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Наше с ним сотрудничество началось как раз после моей победы в конкурсе PPM компрессоров на том спецкурсе. :)

Date: 2010-04-07 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Да, compression.ru/video - сайт видеогруппы, о которой речь.

Date: 2010-04-07 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ask-v.livejournal.com
Подумалось, что осознание чувства удовлетворения от того, что есть сейчас одно из самых замечательных. В идеале (буддизме), как я себя это представляю, оно должно быть внутренним, не зависящим ни отчего. Хотя с другой стороны это лишает человека способности ставить цели и их достигать. Но в определенный момент жизни такое состояние вполне оправдано. Похоже, у тебя сейчас самое время для этого состояния :)

Date: 2010-04-08 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Да, близко к тому. Цели пока еще возникают, а вот с мотивацией для их исполнения бывают проблемы. :)
(deleted comment)

Date: 2010-04-08 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Спасибо! :)
(deleted comment)

Date: 2010-06-01 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] thedeemon.livejournal.com
Сей пост рожден по его просьбе в обсуждении того поста.

Profile

thedeemon: (Default)
Dmitry Popov

December 2025

S M T W T F S
 12 3456
789101112 13
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 02:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios